В Российском топливном союзе (РТС) предупреждают о риске возникновения дефицита зимнего дизельного топлива, что, в свою очередь, может ускорить рост оптовых цен на него. С соответствующим письмом, как отмечает издание «Коммерсантъ», глава Союза Евгений Аркуша обратился к вице-премьеру Александру Новаку, курирующему топливно-энергетический комплекс.
В письме отмечается, что межсезонный и зимний сорта дизельного топлива уже пользуются активным спросом на бирже. Многие нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) действительно полностью перешли на их выпуск, однако некоторые предприятия еще не завершили плановый ремонт.
Ситуация, к тому же, ухудшается решением налоговых органов добрать акцизы за дизельное топливо, произведенное путем смешивания летнего вида топлива с авиакеросином, хотя ранее за это акциз не взимался. Как уточнила в комментариях «Коммерсанту» партнер KPMG в России и СНГ Галина Акчурина, речь может идти о миллиардах рублей.
Вообще, дополнительный акциз за дизельное топливо, полученное при компаундировании (смешение видов топлива или добавление присадок и пр.), должен способствовать повышению его качества, однако в таком случае необходимо одновременно вводить новые установки и увеличивать объемы производства.
В письме к вице-премьеру глава РТС также подчеркивает, что переход на зимний сорт дизельного топлива уже начинается с довольно высокой стоимости продукта. Так, сейчас биржевая цена на зимнее дизельное топливо на 22% выше, чем за аналогичный период прошлого года, то есть в несколько раз опережает темпы годовой инфляции.
А поскольку в принципе рост оптовых цен на топливо с начала этого года из-за подорожания нефти определяется двузначными цифрами и в несколько раз превышает рост розничных цен, из-за чего АЗС уже работают с минимальной или даже отрицательной для себя маржой, ситуация с зимним дизельным топливом еще ухудшит положение розничных игроков и спровоцирует рост розничных цен выше инфляции.
Как следствие, в Российском топливном союзе просят Правительство провести срочный анализ спроса и предложения на рынке и увеличить поставки зимнего дизельного топлива на бирже и в мелком опте.
В свою очередь, в Министерстве энергетики традиционно заверили, что сдерживать рост цен будет т.н. демпфирующий механизм, который, предусматривая компенсации нефтяным компаниям за первоочередные поставки топлива на внутренний рынок, стимулирует его наполнение. Тем более что как раз со следующего года эти компенсации по дизелю должны вырасти.
Правда, с 1-го мая этого года после корректировки демпфера компенсационные выплаты по бензину уже увеличились, однако в итоге рост оптовых цен на фоне продолжающегося подорожания нефти это особым образом не сдержало.