В пятницу, 1-го октября, в Калининградской области официально ввели в строй терминально-логистический центр «Восток-Запад». Как отмечает ТАСС, в ходе церемонии открытия губернатор региона Антон Алиханов подчеркнул, что запуск комплекса поможет региону развиваться и встраиваться в новые логистические проекты.
«Для нас развитие транспортного комплекса имеет особое значение, это ключевая задача развития региона в целом. … В Черняховске мы открываем … комплекс, где есть два формата железнодорожной колеи, … есть российский и европейский формат. … На этой площадке создается инфраструктура, которая позволяет нам встраиваться в новый Шелковый путь и новые логистические проекты», — отметил глава Калининградской области.
В свою очередь, председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров подчеркнул, что калининградское направление — одно из наиболее перспективных в части грузовых перевозок. Только за последние три года объемы транзита контейнеров через территорию региона выросли в 7 раз. Создание нового терминала открывает дополнительные возможности по наращиванию этих перевозок и реализации транзитного потенциала страны.
Начальник Калининградской железной дороги Сергей Сапегин уточнил, что завершение строительства нового универсального контейнерного терминала на станции «Черняховск» является важным звеном в системе транзитных перевозок из Китая и российских регионов в страны Евросоюза.
«Сегодня особое значение приобретает скорость: речь идет не только о скорости движения поездов, но и скорости принятия решений, в том числе согласования движения транзитных поездов по новым направлениям с задействованием новых технологий и новых терминалов. Это особенно важно сегодня, когда железнодорожный транспорт играет важнейшую стратегическую роль «сухопутного моста» между Китаем и Европой. … Уже сегодня на терминале будет обработана первая пара контейнерных поездов, следующих во встречном направлении из Китая и Европы», — заявил генеральный директор Объединенной транспортно-логистической компании «Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК ЕРА) Алексей Гром.
ТЛЦ «Восток-Запад» создан в соответствии с соглашением, которое было заключено в 2020-м году между Министерством транспорта РФ, ОАО «РЖД» и Правительством Калининградской области по реализации в регионе федерального проекта «Транспортно-логистические центры».
Центр ориентирован на экспортные и импортные перевозки, а также на обработку транзитных контейнеров, следующих в сообщении между Азией и Европой, в перспективе он может стать одним из ключевых транспортно-логистических хабов на Новом Шелковом пути. Здесь контейнеры будут перегружаться с поездов широкой российской колеи (1 520 мм) на поезда европейской колеи (1 435 мм) и отправляться по назначению. Терминал оснащен мощным козловым краном с пролетом под четыре погрузочно-выгрузочных пути с совмещенной колеей. Перерабатывающая способность комплекса составит 450 тыс. контейнеров ДФЭ в год.
Кроме того, близость к пограничному переходу «Железнодорожный (Россия)/Скандава (Польша)» позволит наращивать перевозки в условиях, когда другие пункты пропуска, в частности белорусско-польские, достигли предела пропускной способности.
Сразу после открытия новый терминал будет обслуживать транзитные сервисы ОТЛК ЕРА по направлению «Китай-Европа-Китай», а также регулярные контейнерные поезда в сообщении с подмосковным ТЛЦ «Белый Раст». Через центр «Вотоск-Запад» также будет осуществляться доставка автокомплектующих из Европы для калининградского предприятия «Автотор». Оператор терминала — ООО «ТЛЦ Восток-Запад» — совместное предприятие холдинга «РЖД» и группы компаний «Новик».