Со 2-го октября несколько изменится порядок получения специальных разрешений на движение тяжеловесных и/или крупногабаритных транспортных средств, причем изменения затронут и международные, и внутрироссийские перевозки. Соответствующий Приказ Министерства транспорта РФ уже опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации. Он, в частности, регламентирует выдачу специальных разрешений в электронном виде.
Так, в нормативные документы, которые регулируют и международные, и внутрироссийские перевозки (то есть в каждый из документов), вводится новая отдельная глава, так и называющаяся — «Выдача специального разрешения в электронной форме».
Она говорит, что в электронном виде не только может быть подано заявление на разрешение, но и выдано само разрешение. Разрешение, содержащее всю необходимую информацию о перевозке, будет иметь специальный QR-код, а оформить его можно будет через «Личный кабинет перевозчика».
Такой кабинет, кстати, уже создан (попасть туда можно по ссылке), регистрация в нем доступна еще с 12-го июля этого года. В ближайшее же время (а именно — с 4-го октября), если верить сообщению на сайте ФКУ Упрдор «Кола», через этот личный кабинет как раз таки и начнется выдача разрешений в электронном виде.
Правда, как можно понять из объяснений на сайте Росдормониторинга, изначально такая возможность будет реализована при движении по федеральным трассам. Система выдачи специального разрешения в электронном виде по всем видам дорог, по планам Министерства транспорта, начнет действовать с 1-го января 2023-го года.
Оформление разрешения в электронном виде, естественно, сокращает сроки получения документа. Эти уменьшенные сроки прописаны в новом Приказе Министерства транспорта: при движении грузовика по федеральным трассам уполномоченный орган должен выдать разрешение не позже четырех рабочих дней (при традиционном порядке — не позже 11 рабочих дней), а если необходимо согласование ГИБДД — не позже шести рабочих дней (при традиционном порядке — не позже 15 рабочих дней).
По общим же правилам, при выдаче разрешения в электронном виде с четырех до двух рабочих дней сокращается время, в течение которого уполномоченный орган должен направить запросы владельцам дороги и железнодорожной инфраструктуры, а те — согласовать маршрут транспортного средства.
Такие сроки действуют как в отношении международных, так и внутрироссийских перевозок.
Что еще примечательно, и в одном, и в другом случае сохраняется обязанность распечатывать электронное разрешение на бумажном носителе.
Что еще изменится при получении специального разрешения?
Исключается лимитированность поездок по разрешению. Если сейчас по разрешению можно выполнить не более десяти рейсов, то в новом порядке никакого ограничения не предусмотрено. Единственное, для тяжеловесного транспорта при подаче заявления количество поездок нужно будет указать обязательно, однако это количество будет определяться самим перевозчиком исходя из его необходимости и без каких-то лимитированных рамок.
При этом максимальный срок, на который может быть выдано специальное разрешение, сохраняется — до трех месяцев. Такой срок, кстати, будет действовать и при оформлении разрешения в электронном виде, но только при международных перевозках. Для внутрироссийских перевозок остается положение, в соответствии с которым электронное разрешение может быть выдано только на одну поездку сроком на один месяц.
Что еще необходимо отметить: в новом порядке для всех видов перевозок четко указывается, что «дата начала срока выполнения поездок не может быть позднее 45 дней с даты подачи заявления». То есть: ранее 45 дней до предполагаемой поездки подавать заявление на разрешение не следует.
Что касается самого заявления, то со 2-го октября исключается рекомендуемый образец его заполнения — получается, его можно будет подавать в свободной форме. При этом к заявлению больше не нужно будет прикладывать сведения о технических требованиях к перевозке заявленного груза в транспортном положении.
Меняется и форма специального разрешения. Во-первых, в нем будет указываться только общая масса автопоезда без деления на массу тягача и массу прицепа (полуприцепа), а также длина свеса, что сейчас не предусмотрено. Во-вторых, исключается необходимость отметок грузоотправителя при отгрузке груза, без которых на данный момент разрешение считается недействительным.
Еще одним важным нововведением станет обязанность уполномоченного органа направлять перевозчику (или его представителю) не только размер суммы, который он должен уплатить в счет возмещения вреда, но и расчет такой суммы.
Кроме того, устанавливается, что при оформлении разрешения в упрощенном порядке при движении транспортного средства по установленному и/или постоянному маршруту документ должен быть выдан в течение двух рабочих дней с даты регистрации заявления. Такое правило будет действовать и для международных, и для внутрироссийских перевозках.
При этом и для одного, и для другого случая уточняется, что разрешение должно быть выдано не позже трех часов (сейчас — один рабочий день) с момента подтверждения внесения платы в счет возмещения вреда (для тяжеловесного транспорта) или согласования маршрута Госавтоинспекцией (для крупногабаритного транспорта).
Новый порядок также уточняет правила подготовки специального проекта, оценки технического состояния дорог, их укрепления и т.п. для выдачи разрешения на тяжеловесный транспорт.