Средняя стоимость бензина на АЗС в России с начала 2021-го года выросла на 8,3%, а дизельного топлива — на 9,3%, сообщает ТАСС со ссылкой на данные Росстата. Это выше темпов инфляции, хотя в течение года в Правительстве РФ неоднократно заверяли, что рост розничных цен на топливо останется в пределах инфляции.
Для справки: уровень инфляции в стране с начала года составил 7,57%. При этом оптовые цены на топливо в среднем выросли более чем на 20%, что существенно выше инфляции. Однако на рынке действует негласное соглашение с нефтяными компаниями сдерживать цены на АЗС в пределах инфляции.
Если бы такого соглашения не было, розничные цены увеличивались бы практически теми же темпами, что и оптовые. Правда, здесь есть и обратная сторона: из-за такой диспропорции, когда АЗС закупают топливо дороже, чем его продают, они работают себе в убыток. По данным «Петромаркета», в этом году при продаже бензина маржа была положительной только в январе и сейчас, в декабре.
В то же время в Министерстве энергетики, комментируя данные Росстата, текущее состояние на топливном рынке России назвали стабильным. В ведомстве подчеркнули, что внутренние потребности полностью обеспечены топливом за счет роста запасов и производства, а также из-за снижения цены на бирже.
«Сейчас фокус работы штаба Минэнерго России сосредоточен на поддержании поставок бензинов на рынок. В дальнейшем Минэнерго ожидает сохранение стабильного состояния рынка, — говорится в сообщении. — Министерством продолжается анализ достаточности системных экономических мер, ведется проработка ряда мер стабилизации поставок топлив и сдерживания динамики цен на конечную продукцию».
По данным Центрального диспетчерского управления ТЭК, текущие запасы бензина и дизельного топлива на НПЗ, нефтебазах и в системе «Транснефть» превышают 1,7 млн. тонн, что почти на 0,25 млн. тонн больше, чем в аналогичный период прошлого года.
«Благодаря высоким запасам, а также произошедшему ранее падению оптовых цен с пиковых значений более чем на 8 тыс. рублей за тонну поставки топлива на АЗС идут бесперебойно и полностью удовлетворяют растущий спрос на топливо со стороны населения и бизнеса», — уточнили в Министерстве энергетики.
Вместе с тем стоит отметить, что биржевые цены на топливо начали уменьшаться со снижением мировой цены на нефть. В принципе, именно на фоне подорожания нефти с конца прошлого года и обострилась ситуация на топливном рынке: начала расти экспортная альтернатива, а за ней — и внутренние оптовые цены.
Специально для того чтобы регулировать подобные процессы, с 2019-го года был внедрен т.н. демпфирующий механизм, который предусматривает компенсационные выплаты нефтяным компаниям за их частичный отказ от экспорта. Однако формулу этого механизма в текущем году уже пришлось корректировать, а сейчас в Министерстве энергетики не исключают, что в следующем году в нее опять могут внести изменения.
При этом в Российском топливном союзе, который объединяет независимые АЗС, напоминают, что с 1-го января 2022-го года появляется сразу несколько факторов, способных влиять на стоимость топлива. Во-первых, на 4% увеличивается акциз, а во-вторых, индексируется внутренняя условная цена в формуле демпфирующего механизма. Эта цена среди прочего устанавливает тот предел, до которого могут расти оптовые цены на топливо. Следовательно, ее увеличение сдвинет вверх максимальную границу.