Российский топливный союз (РТС), который представляет интересы сетей АЗС, предупредил о риске роста оптовых цен на топливо с начала 2022-го года. Об этом, как передает ТАСС, президент Союза Евгений Аркуша заявил в ходе форума «Биржевой товарный рынок 2021», организованного Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей (СПбМТСБ). В частности, рост цен вероятен из-за того, что с 1-го января повышается топливный акциз и индексируется внутренняя условная цена в формуле демпфера.
Выступая на форуме, Евгений Аркуша напомнил, что на протяжении всего 2021-го года наблюдался серьезный рост цен на оптовом топливном рынке. По его словам, с января по сентябрь цены увеличились на 30%. При этом росту оптовых цен в начале текущего года во многом способствовали повышение акцизов, увеличение индикативной цены в демпфирующем механизме, снижение экспортных пошлин, а также долгие ремонты нефтеперерабатывающих заводов.
«Мы видим, что с 1-го января 2022-го года могут возникнуть те же самые проблемы, которые возникли в начале этого года. Точно так же увеличиваются акцизы, точно так же снижаются экспортные пошлины, точно так же корректируется индикативная цена в демпфере. ... Это все мгновенно приведет к росту оптовых цен», — подчеркнул президент РТС.
Так, в частности, акцизы с 1-го января 2022-го года повышаются на 4%: по бензину — с 13 262 до 13 793 рублей, по дизельному топливу — с 9 188 до 9 556 рублей. В свою очередь, внутренняя условная (или индикативная) цена в формуле демпфирующего механизма с этого же числа по бензину индексируется чуть выше 5%, по дизельному топливу — в районе 3%.
Увеличение внутренней условной цены чревато тем, что она определяет максимально возможный рост реальных оптовых цен: если реальные цены более чем на 10% (по бензину) или более чем на 20% (по дизелю) превышают индикативное значение, компенсационные выплаты нефтяным компаниям, которые они получают из федерального бюджета за частичный отказ от экспорта, обнуляются.
Таким образом, у нефтяников есть стимул держать реальные цены в определенных рамках. Если же эти рамки сдвигаются вверх, то и цены тоже могут пойти на ними.
При этом Евгений Аркуша отметил стремление регуляторов в текущем году исправлять ситуацию с ростом цен на нефтепродукты в опте. Так, например, с мая на фоне серьезного роста оптовых цен на бензин была скорректирована формула демпфирующего механизма, а позднее, в сентябре, сообщалось, что благодаря договоренности с нефтяными компаниями и экспорт бензина удалось сократить чуть ли не до нуля.
«Но, к сожалению, я должен заметить, что все действия регуляторов были постфактум. Не было работы на упреждение», — подчеркнул глава РТС.
Он также обратил внимание на то, что розничные цены все это время пытались сдерживать в пределах инфляции («что, наверное, правильно», заявил Евгений Аркуша), однако в конечном итоге это привело «к хроническим убыткам работы розничного ритейла в течение всего года», поскольку из-за несоответствия роста оптовых и розничных цен АЗС закупали топливо дороже, чем затем его продавали.
Теперь же, по словам президента Союза, меры по стабилизации топливного рынка необходимо принять заранее. Так, в частности, РТС предлагает ввести запрет на экспорт зимнего дизельного топлива и скорректировать демпфер, вернув индикативную цену по бензину к уровню 2019-го года, а по дизелю — к 2020-му году.
При этом ранее, стоит сказать, о возможности корректировки демпфера высказались и в Министерстве энергетики, а Федеральная антимонопольная служба, в свою очередь, предложила в формуле демпфера сократить максимально допустимое превышение индикативной цены по дизельному топливу с 20% до 10%. Кроме того, ФАС выступила за увеличение норматива обязательных продаж на бирже по дизелю с 7,5% до 10%.