С уходом с российского рынка международных контейнерных линий парк контейнеров, которые в том числе использовались и для внутрироссийских перевозок, сократится приблизительно на треть. По оценкам президента «Трансконтейнера» Александра Исурина, необходимо заместить около 300 тыс. TEU, в то время как собственные производственные мощности в стране не позволяют в кратчайшие сроки восполнить этот дефицит.
«Весь рынок, по нашей оценке, должен заместить порядка 300 тыс. TEU. Это контейнеры, которые находились на российском рынке и обеспечивали контейнерный оборот. Российский транспортный рынок, скорее всего, не сможет восполнить все и заместить крупнейшие контейнерные линии мира, которые в одночасье приняли решение не работать здесь», — отметил Александр Исурин.
По словам президента АО «Евросиб СПб – транспортные системы» Дмитрия Никитина, российские заводы в совокупности могут дать «от силы 10 тыс. контейнеров в год». Таким образом, российский рынок в ближайшем будущем, как только международные контейнерные линии, которые уходят из России, завершат эвакуацию своего парка, действительно может столкнуться с дефицитом контейнеров.
В свою очередь, бизнес видит несколько вариантов решения проблемы. Один из них — привлечение на Дальний Восток китайских и других региональных азиатских компаний, которые ранее не заходили на российский рынок. Теперь, когда конкуренция здесь ослабнет, они со своим контейнерным парком могут занять освободившиеся ниши.
Правда, пока, по словам Александра Исурина, такие контейнерные линии оценивают свои риски из-за входа на российский рынок в условиях санкций.
Еще один выход — одномоментная закупка необходимого контейнерного оборудования. Как считает генеральный директор АО «Евросиб СПб – транспортные системы» Иван Атемасов, можно разместить прямые заказы на производство контейнеров в Китае. Тем более что эта страна является лидером по производству контейнеров (на ее долю приходится 97% выпускаемого мирового объема) и в состоянии в течение нескольких месяцев выполнить крупный российский заказ.
Однако для этого необходимо до 1,4 млрд. долларов, в то время как российский бизнес сейчас одномоментно найти такую сумму не может. Предоставить такие средства может либо крупная лизинговая компания (например, Государственная транспортная лизинговая компания), либо бюджет.
Впрочем, в Министерстве промышленности и торговли РФ возможный дефицит контейнеров в стране пока никак не комментируют. Какими-то планами по восполнению объемов контейнерного оборудования в ведомстве тоже еще не делились.
Единственное: небольшой шаг, который должен ослабить эффект от ухода с российского рынка крупных международных контейнерных линий, недавно все-таки сделали. В Государственной Думе уже в трех чтениях одобрили законопроект, который разрешит многократное использование временно ввезенных в страну контейнеров.
Кроме того, бизнес уже обратился в Правительство с просьбой обнулить пошлины на импорт контейнеров иностранного производства.