В воскресенье, 22-го августа, вступает в силу закон, который отвязывает ОСАГО от техосмотра. Это значит, что с 22-го августа для заключения договора больше не придется предъявлять диагностическую карту — полис оформят вне зависимости от факта прохождения техосмотра.
Таким образом, мы возвращаемся к тому, что было 10 лет назад, когда взимались штрафы за отсутствие техосмотра, а потому не было необходимости гарантировать его прохождение, привязывая диагностическую карту к полису ОСАГО.
Напомним: в 2012-м году из КоАП убрали штрафы за непрохождение техосмотра для большинства транспортных средств, за исключением такси, автобусов, грузовых автомобилей, оборудованных для перевозки людей, а также грузовиков, предназначенных для перевозки опасных грузов.
Однако поскольку в ситуации, когда наказания нет, повышается риск, что автовладелец вовсе не поедет на пункт ТО, диагностическую карту привязали к полису ОСАГО. Логика была такова: без подтверждения техосмотра нельзя оформить страховку, в то время как за отсутствие страховки предусмотрен штраф.
Таким образом подспудно, через полис ОСАГО, непрохождение техосмотра все-таки делали наказуемым. Но потом «внезапно» оказалось, что при таких условиях начинает еще активнее развиваться рынок липовых диагностических карт. Из-за чего, собственно, реформу и «открутили назад».
Правда, пока возвращение еще является не полным: до 1-го марта следующего года прохождение техосмотра остается, по сути, неподконтрольным. Поскольку только с 1-го марта 2022-го года начнут взимать штрафы за отсутствие диагностической карты (2 тыс. рублей) на все виды транспортных средств, а факт прохождения техосмотра не будет иметь значения при оформлении ОСАГО уже через пару дней, с 22-го августа текущего года.
Кроме того, по сравнению с 2011-м годом изменились правила диагностики автомобиля. Во-первых, теперь ввели обязательную фотофиксацию каждого транспортного средства, прибывшего на пункт ТО (причем в ближайшее время, предположительно с 1-го октября, количество сделанных снимков планируют увеличить с двух до шести), а во-вторых, диагностические карты полностью перевели в электронный вид.
Считается, что это должно минимизировать случаи мошеннических схем на рынке и гарантировать, что автомобиль, прежде чем получить «отметку», действительно прошел проверку.
Единственное: такой процесс прохождения техосмотра еще не заработал в полную силу, поскольку ранее действующие диагностические карты продлили как минимум до 1-го октября этого года.
При этом в МВД вообще настойчиво выступают за то, чтобы и вовсе не вводить запланированные штрафы за отсутствие диагностической карты, а прохождение техосмотра для личного легкового транспорта сделать добровольным.
В ведомстве подчеркивают, что сейчас во многих регионах, в том числе в Москве и Московской области, нет достаточного количества пунктов ТО, чтобы обеспечить нужды всех автовладельцев, и считают, что стимулировать прохождение техосмотра можно не наказанием, а льготами по транспортному налогу или скидками на ОСАГО.
Тем более что вступивший в силу в августе прошлого года закон позволяет страховщикам учитывать различные факторы при расчете стоимости полиса.
Кстати, количество пунктов ТО не в последнюю очередь уменьшилось «благодаря» новым правилам техосмотра. Помимо фотофиксации и перевода диагностических карт в электронный вид (что требует вложения дополнительных средств), они также предъявляют более жесткие требования к помещениям, где проводится техосмотр. А именно: не учитывают, что такие помещения чаще всего находятся в старой застройке.
То есть: чтобы им соответствовать, операторам для продления аккредитации пришлось бы либо перестраивать свои здания, либо искать новые.
Эти требования, кстати, действуют и сейчас, и только с 1-го сентября их должны облегчить.
Усугубляет же ситуацию еще тот факт, что весной прошлого года из-за «режима самоизоляции» на фоне коронавируса пунктам ТО во многих регионах страны вообще пришлось временно закрыться.