Решение о том, будут ли выделены федеральные средства на возведение моста через Лену в Якутии, пока не принято. Об этом, как передает ТАСС, заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Напомним: вопрос финансирования транспортного перехода стоимостью 68 млрд. рублей обсуждается в течение всего этого года, в то время как почти 228 млрд. рублей из федерального бюджета на Крымский мост нашлись молниеносно.
«Это проект очень сложный, четких решений нет. … Поэтому в Правительстве это на повестке дня. Но решение окончательное не принято», — отметил Дмитрий Песков, говоря о ситуации с возведением моста в Якутии.
Напомним: к проекту транспортного перехода в республике, где сейчас нет ни одного моста через Лену, вернулись в конце 2019-го года. До этого проект уже рассматривался в начале 2010-х годов, однако после присоединения Крыма был отложен: средства, которые предусматривались на социально значимое искусственное сооружение в Якутии, пошли на Крымский мост.
При этом еще в 2018-м году, выступая в ходе Большой пресс-конференции, Владимир Путин не спешил поддерживать проект транспортной переправы через Лену. В частности, он призывал еще раз сопоставить расходы и эффект от строительства, предполагая, что мост может просто «зайти в тупик». И только в конце 2019-го года президент высказался за реализацию проекта.
Вместе с тем, стоит отметить, на данный момент из-за отсутствия моста «в тупике», по большому счету, находится Якутия: только 20% жителей республики имеют постоянную связь с сетью основных дорог страны, остальные в межсезонье (когда становится и тает лед) оказываются вне зоны транспортной доступности.
А этим летом, когда в регионе бушевали пожары, техника, прибывшая на тушение, из-за отсутствия моста не могла своевременно добраться до очагов. «Два дня у нас вообще никакой связи не было: самолеты не летали, пароходы не ходили, моста у нас нет, все в дыму. У нас через Лену та же техника, которая прибыла на тушение пожаров, не могла переправиться», — рассказывал тогда глава республики Айсен Николаев.
Сразу, когда в конце 2019-го года вернулись к проекту моста через Лену, работы по его реализации шли довольно активно. В частности, уже в феврале 2020-го года было заключено соответствующее концессионное соглашение между Правительством Якутии и консорциумом Группы «ВИС» и «Ростеха», после чего сразу же начались проектно-изыскательные работы на площадке предстоящего строительства. К весне текущего года Главгосэкспертиза уже одобрила первый этап реализации проекта, который предусматривает подготовку территории.
Однако в течение всего года продолжались «прения» между федеральными и региональными властями о финансировании проекта.
Вообще, средства на строительство моста разделены на три источника: федеральный бюджет, региональный бюджет и концессионер. Изначально предполагалось, что основная доля (порядка 57%) придется на федеральное финансирование. Но потом федеральные власти поставили условие: финансирование из федерального бюджета не должно превышать 50%.
В итоге, в республике пересмотрели проект, снизив его стоимость за счет НДС на 15 млрд. рублей, до 68,46 млрд. рублей, и уменьшив долю федерального бюджета до 51,1%.
Как пояснил Дмитрий Песков, предварительное решение о 50-процентном финансировании моста через Лену в Якутии пока не реализовано, поскольку «продолжается обсуждение, изучение наилучшего режима». «Конечно, никаких решений о стопроцентном финансировании за счет федерального бюджета не принималось», — добавил он.
Наоборот, вскоре после того, как местные власти скорректировали механизм финансирования проекта, вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что федеральный бюджет может выделить максимум 30% от стоимости моста.
В свою очередь, глава Якутии Айсен Николаев назвал это предложение «диким».
По планам, мост через Лену, который пройдет в 30 км от Якутска, должны открыть для движения не позже 2025-го года. Он будет платным, но только для грузового транспорта. Тарифы, предположительно, будут варьироваться от 944 до 2 018 рублей.