С 9-го апреля транспортным предприятиям, зарегистрированным в России и Беларуси, запретили выполнять грузовые перевозки в Евросоюзе. В принципе, им запретили даже транзит по территории стран ЕС. Таким образом, можно сказать, для грузовиков под российскими и белорусскими номерами попросту закрыли европейское направление. Правда, для них все-таки предусмотрели возможность доставлять определенные виды грузов. Но для этого необходимо получить разрешение от компетентных органов государств-членов ЕС. Попробуем разобраться, что это за компетентные органы и каким образом они выдают эти разрешения...
Вообще, разобраться с этим, конечно, сложно, потому как даже сами компетентные органы государств-членов ЕС с этим еще толком не разобрались... Буквально пару дней назад Ассоциация международных автомобильных перевозчиков России (АСМАП) опубликовала ответ от Министерства экономического развития РФ, которое в свою очередь контактировало по вопросу разрешений с дипломатическими представительствами в странах ЕС. Так вот, в ответе так и сказано:
«Порядок выдачи разрешений ни в одной стране до настоящего времени не регламентирован».
Но давайте по порядку!
Для каких видов перевозок можно получить разрешение?
В принятом Регламенте ЕС указывается, что отступление от запрета на грузовые перевозки и транзит может быть сделано в следующих случаях:
• транспортировка в Евросоюз природного газа и нефти, в том числе продуктов нефтепереработки, а также титана, алюминия, меди, никеля, палладия и железной руды;
• транспортировка фармацевтических, медицинских, сельскохозяйственных и пищевых продуктов, включая пшеницу и удобрения, импорт, покупка и транспортировка которых разрешены в соответствии с настоящим Регламентом;
• перевозка для гуманитарных целей;
• перевозка, необходимая для функционирования дипломатических и консульских представительств Евросоюза и государств-членов ЕС, в том числе делегаций, посольств и представительств, международных организаций, пользующихся иммунитетами в соответствии с международным правом;
• перевозка, необходимая для передачи или вывоза в Россию культурных ценностей, предоставленных во временное пользование в рамках официального культурного сотрудничества с Россией.
Однако ключевое здесь то, что «отступление может быть сделано»...
То есть перевозчик не может вот с такими грузами просто взять и поехать в ЕС, имея на руках выданные когда-то двусторонние и пр. дозволы. Нет, он должен получить отдельное разрешение на конкретную перевозку от компетентного органа государства ЕС. Причем, как следует полагать, такое разрешение требуется и на транзит по территории государства, поскольку тот тоже запрещен.
При этом компетентный орган еще будет решать, действительно ли необходима эта перевозка. И не исключено, что одним из вопросов может быть: а почему ее должен выполнять именно белорусский или российский перевозчик?..
По крайней мере, в объяснениях шведской стороны сказано, что вместе с данными о транспортном средстве и перевозимых товарах и т.п. при подаче заявки требуются еще аргументы в пользу того, что перевозка должна осуществляться белорусской или российской транспортной компанией.
Но об этом чуть позже...
Что же это за компетентные органы государств-членов ЕС?
Да, сложность еще и в том, что в каждом государстве ЕС такие компетентные органы относятся к разным структурам: в одной стране — к ведомству, отвечающему как раз за транспортное направление, в другом — за финансовое, а в третьем — вообще к Министерству иностранных дел...
На данный момент по информации АСМАП, полученной от Министерства экономического развития РФ, известны следующие компетентные органы:
• Греция — Генеральный директорат таможни и акцизов независимого агентства государственных доходов, который, кстати, для выдачи разрешения еще должен получить одобрение от Департамента многосторонних экономических связей и торговой политики Министерства иностранных дел и Главного управления по транспорту Министерства инфраструктуры и транспорта;
• Финляндия — Отдел экспортного контроля Департамента торговой политики Министерства иностранных дел;
• Литва — Министерство иностранных дел (заявки по каждому запросу на перевозку необходимо направлять по адресу: urm@urm.lt);
• Швеция — Национальный совет по вопросам торговли (заявки по каждому запросу на перевозку необходимо направлять по адресу: registrator@kommers.se или registrator@kommerskollegium.se);
• Нидерланды — Национальная и международная организация транспортных перевозок, подведомственная Министерству инфраструктуры и водного хозяйства;
• Италия — Министерство устойчивой инфраструктуры и мобильности;
• Эстония — Министерство экономики и коммуникаций (заявки по каждому запросу на перевозку необходимо направлять по адресу: eda.rembel@mkm.ee);
• Германия — Федеральное ведомство по вопросам экономики и экспортного контроля (заявки по каждому запросу на перевозку необходимо направлять по адресу: embargo-transport@bafa.bund.de).
При этом каждый компетентный орган каждого государства ЕС сам разрабатывает порядок выдачи разрешения. То есть перевозчику придется каждый раз разбираться с тем, что и как требуется для выполнения перевозки в ту или иную страну Евросоюза.
Что же необходимо указывать в заявке на разрешение?
Вообще, конечно, это должно зависеть от каждого отдельного государства. Однако в целом, думается, основные данные должны совпадать.
Так, например, в Швеции уже расписали порядок подачи заявки на разрешение, хотя сама форма заявления еще окончательно не разработана. Поэтому пока его можно подавать в свободной форме на английском или шведском языке по электронному адресу registrator@kommerskollegium.se или registrator@kommers.se.
Но в нем обязательно должна содержаться следующая информация:
• сведения об отправителе груза, экспедиторе/транспортной компании, осуществляющей перевозку; получателе груза; регистрационном номере транспортного средства и его VIN-коде;
• сведения о перевозимом грузе (описание, код ТН ВЭД), копии транспортных накладных с информацией о количестве упаковок, весе и габаритах груза, подтверждение того, что перевозка согласована между отправителем и получателем;
• аргументы в пользу того, что перевозка должна осуществляться именно белорусской или российской транспортной компанией.
Правда, представители шведской стороны пока затрудняются сказать, сколько времени необходимо на рассмотрение заявки.
В Германии тоже уже разработали свой регламент на получение разрешения.
Итак, для этого необходимо заполнить (на немецком языке) вот этот формуляр, указав в нем название и адрес компании-заявителя, данные (имя, телефон, электронная почта) контактного лица, информацию о транспортной компании, грузоотправителе и получателе (название, адрес) и описание товара (количество, масса, стоимость в евро) и отметив, какой именно вид перевозки, подпадающий под отступления, будет выполняться.
Заполненный формуляр следует отправить по электронному адресу embargo-transport@bafa.bund.de.
Однако кроме этого необходимо еще заполнить «прочий запрос» в электронной системе ELAN-K2, до этого в ней зарегистрировавшись. И заполненный формуляр тоже отправить в приложении к «прочему запросу» в системе.
Разрешение на транзит тоже требуется?
Вообще, в самом регламенте Евросоюза сказано, что «заинтересованное государство-член должно информировать другие государства-члены и Комиссию о любом предоставленном разрешении в течение двух недель после разрешения». Следует ли это так понимать, что государства, выдавшие разрешение, таким образом проинформируют и те страны ЕС, через которые предполагается транзит для осуществления перевозки? Не совсем понятно...
Скорее всего, отдельное разрешение на транзит тоже потребуется...
По крайней мере, по информации Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Беларуси (БАМАП), представители Литвы и Польши не признают выданные Германией разрешения и настаивают на том, чтобы у перевозчиков были разрешения в том числе для транзитных перевозок грузов в/из ФРГ.
В информации со стороны Швеции тоже указывается, что заявку на разрешение необходимо подавать для каждой перевозки грузов по территории Швеции, в том числе транзитом.
А можно ли получить разрешение сразу на несколько перевозок?
Как следует из разъяснений Европейской Комиссии, в принципе такое возможно. Но, опять-таки, насколько возможно, будет решать конкретный компетентный орган конкретного государства ЕС.
Однако в любом случае теоретически получить более широкое разрешение можно будет только в том случае, если речь идет об идентичных перевозках или перевозках в рамках одной сделки.
В целом же, по правилам, «каждая перевозка должна быть разрешена индивидуально», говорят в Еврокомиссии.
А кто должен подавать заявку на разрешение? Только сам перевозчик?
Из разъяснений Еврокомиссии можно понять, что за основного подателя заявления все-таки признается автотранспортное предприятие, поскольку именно на него наложен запрет. Однако сделать запрос вместо перевозчика могут и другие лица — например, импортер или грузоотправитель.
Однако, опять-таки, если это разрешено национальным законодательством конкретного государства ЕС и допускается его соответствующим компетентным органом.
...
В общем, запрет наложен общий на все страны ЕС, отступления из запрета тоже общие для всех стран ЕС. Но Евросоюзе 27 государств — и каждое из этих государств само разрабатывает порядок таких отступлений. И обращаться для конкретной перевозки необходимо к соответствующему государству в отдельности.
Так что, ждем, когда они окончательно разберутся со своими регламентами...