Правительство России прорабатывает варианты корректировки демпфирующего механизма для стабилизации топливного рынка уже с 1-го января 2022-го года. Об этом, как передает ТАСС, журналистам рассказали в Министерстве энергетики, комментируя статистику Росстата по ценам на бензин и дизельное топливо. Корректировка должна компенсировать эффект от традиционного повышения акцизов, а также от индексации базовой цены в формуле.
«В настоящее время анализируется целесообразность и просчитываются возможные варианты корректировок демпфера как по автомобильному бензину, так и по дизельному топливу с 1-го января 2022-го года с учетом и запланированных изменений акцизов, и индексации базовой цены отсечения в формуле «демпфера», — говорится в сообщении.
В свою очередь, для сохранения стабильных поставок топлива на рынки Дальневосточного федерального округа в Правительстве РФ прорабатывается механизм субсидирования перевозок нефтепродуктов, который тоже должен заработать в 2022-м году. Его введение позволит снизить давление на розничные цены со стороны оптового рынка.
Напомним: последний раз параметры демпфирующего механизма, который был введен с 2019-го года для сдерживания роста цен на топливо, корректировали в этом году.
Тогда с 1-го мая на 4 тыс. рублей снизили внутреннюю условную цену на бензин, что, с одной стороны, увеличило компенсации для нефтяных компаний из федерального бюджета, а с другой, сократило возможности для роста оптовых цен, поскольку внутренняя условная цена (она же — базовая или индикативная) устанавливает для них максимально возможную планку. Если реальные цены на бензин превысят индикативную цену более чем на 10% (а по дизельному топливу — более чем на 20%), выплаты для нефтяных компаний обнулятся.
Однако для дизельного топлива скорректированный демпфер как раз таки и должен заработать с 1-го января следующего года. Изменения касаются индексации базовой цены: если прежде она ежегодно увеличивалась на 5%, то с 2022-го года рост составит только 3%. В то время как для бензина индексация останется на прежнем уровне в 5% и только с 2023-го года уменьшится до 3%.
При этом с 1-го января 2022-го года действительно запланировано традиционное увеличение ставки акциза на бензин и дизельное топливо, в обоих случаях повышение достигнет 4%. Это неминуемо усилит нагрузку на внутренний рынок и повлечет за собой рост оптовых цен.
Ранее о необходимости скорректировать демпфирующий механизм говорили в Российском топливном союзе. Со своими предложениями выступила и Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
В частности, в ведомстве считают, что следует сократить максимально возможное превышение внутренней условной цены для дизельного топлива — с 20% до 10%, а также установить раздельный расчет демпфера для летнего/межсезонного и зимнего дизельного топлива.
Отметим: в последний месяц значительно растет биржевая цена на зимнее дизельное топливо. Так, в прошлый четверг, 11-го ноября, она впервые превысила 61 тыс. рублей за тонну, а на торгах накануне, 16-го ноября, снова обновила исторический максимум.
При этом розничные цены растут меньшими темпами, но только потому, что есть «рекомендация» сдерживать их в пределах инфляции. Вместе с тем с 8-го по 14-е ноября, по данным Росстата, цены на дизельное топливо на АЗС увеличились в среднем на 51 копейку — до 52,1 рубля за литр.
В Российском топливном союзе отмечают, что проблема на рынке усугубляется тем, что действующие мощности по производству зимнего дизеля в принципе не могут обеспечить имеющиеся потребности. Ранее недостающий объем заполнялся за счет суррогата, который сейчас благодаря действиям надзорных служб уходит с рынка.