Чтобы снизить цены на перевозку, необходимо в числе прочего пересмотреть механизм сдерживания розничных цен на топливо, который сейчас работает не очень эффективно. Такое мнение в комментариях ТАСС озвучил заместитель руководителя направления «Экономика инфраструктурных отраслей» Центра стратегических разработок (ЦСР) Дмитрий Черненок. Ранее, напомним, вице-премьер Виктория Абрамченко поручила профильным министерствам и бизнесу подготовить меры для снижения стоимости транспортных услуг для того, чтобы сдержать рост цен на продукты.
«В целях сохранения или при возможности снижения цен на перевозку необходимо: пересмотреть механизм сдерживания розничных цен на топливо (существующий механизм демпфера не показывает должного уровня эффективности), предусмотреть возможность предоставления «льготного» лизинга и государственной поддержки автоперевозчиков при приобретении нового парка, ввести механизм возврата НДС на приобретение автозапчастей и комплектующих (например, на покрышки)», — отметил Дмитрий Черненок.
При этом он подчеркнул, что за последний год увеличилась стоимость автомобильной перевозки не только продуктов питания, но и других товаров и произошло это по объективным причинам: подорожало топливо, выросли цены на транспортные средства, запчасти и комплектующие к ним.
Так, например, по данным Росстата, с начала текущего года бензин в рознице в среднем подорожал на 5,53%, дизельное топливо — на 3,57%. В свою очередь, официальный уровень инфляции за аналогичный период составил 4,49%. Что касается стоимости грузовых автомобилей и легкого коммерческого автотранспорта, то с марта прошлого года по август нынешнего года она увеличилась до 30% в зависимости от марки, модели и комплектации.
Такая же ситуация обстоит с автозапчастями и комплектующими на автомобили. «Рост стоимости автомобилей обусловлен ослаблением курса национальной валюты, ростом стоимости металлов, дефицитом производства самих авто, дефицитом полупроводников, высоким уровнем отложенного спроса, высокими инфляционными ожиданиями населения и другими факторами», — объяснил Дмитрий Черненок.
Напомним: вчера, 24-го августа, в ходе совещания с регионами по вопросу обеспечения доступности овощной продукции вице-премьер Виктория Абрамченко поручила профильным ведомствам — Министерству транспорта, Министерству промышленности и торговли и Министерству сельского хозяйства — совместно с представителями бизнеса проработать меры по снижению цен на услуги по перевозке продуктов питания.
Это стало реакцией на недавно распространившуюся информацию, что за последний год перевозка продуктов подорожала от 20% до 50%. Вместе с тем перевозчики отмечают, что даже с учетом повышения цен на их услуги они все равно не учитывают все расходы на топливо и запчасти.
Таким механизмом является т.н. демпфер, который подразумевает выплату компенсаций нефтяным компаниям за их частичный отказ от экспорта нефтепродуктов. Считается, что в таком случае можно предотвратить дефицит топлива на внутреннем рынке и, как следствие, сохранить цены стабильными.
Правда, такой механизм работает только при высоких ценах на нефть, а потому в прошлом году, когда стоимость нефти на мировом рынке снизилась и на фоне ограничений из-за распространения коронавируса сократилось потребление топлива, нефтяники остались без компенсаций и даже наоборот, сами были вынуждены в рамках этого механизма платить в бюджет.
В марте этого года компенсации возобновились, однако компании, желающие возместить свои убытки, настояли на том, чтобы пересмотреть формулу демпфера. В новом виде по бензину она заработала с 1-го мая, увеличив сумму компенсаций нефтяникам, но при этом рост оптовых цен на топливо, который наблюдался с начала года, все равно продолжился и к середине августа достиг своего максимального предела.
В том смысле, что, если этот предел будет пройден, компенсации нефтяникам обнулятся и они ничего не получат из бюджета.
Таким образом, сейчас нефтяные компании получают увеличенные компенсации из бюджета и имеют высокий доход от продажи топлива на оптовом рынке.
В то же время на розничном рынке действует соглашение по сдерживанию цен в пределах инфляции. Однако даже несмотря на него, рост цен на АЗС тоже не останавливается, а по бензину, как показывают данные Росстата, даже превышает инфляцию, поскольку в условиях повышения оптовых цен розничный рынок не может оставаться стабильным.