Грузы при транспортировке по ЖД в обязательном порядке маркируются. Это позволяет разместить основную информацию об отправлении и требования к его транспортировке непосредственно на упаковке. На бирках обязательно выполняются основные, дополнительные и информационные надписи, а также указываются стандартизированные манипуляционные знаки.
Расположение надписей на маркировочной бирке
Железнодорожная маркировка груза состоит из 3 надписей:
-
Здесь указывают грузополучателя и станцию назначения. Если маркируется груз из определенной партии, и важно не допустить смешение сортов, однотипных упаковок или нарушения комплектности, то дополнительно указывают количество мест и порядковый номер каждого места.
1 – количество мест в партии, порядковый номер внутри партии;
2 – наименование грузополучателя и пункта назначения;
3 – наименование пункта перегрузки. -
Содержат наименование грузоотправителя и пункта отправления, а также обозначения, устанавливаемые транспортными организациями.
1 – надписи транспортных организаций;
2 – наименование пункта отправления;
3 – наименование грузоотправителя. -
Содержат сведения о грузе: массу нетто и брутто в килограммах или количество изделий в штуках, габаритные размеры. Если габариты не превышают 1м, а груз транспортируется в открытом подвижном составе, то их можно не указывать. Также размещается информация о стране-изготовителе или поставщике.
1 – объем грузового места;
2 – габаритные размеры грузового места;
3 – масса брутто;
4 – масса нетто;
5 –страна-изготовитель и (или) поставщик.
Используемые манипуляционные обозначения
Если предусмотрен какой-то особый способ обращения с грузом, а подходящего утвержденного манипуляционного знака нет, то информацию указывают посредством предупредительных надписей. Но в большинстве случаев все же достаточно стандартных знаков:
-
Осторожно, хрупкое. Знак обозначает, что отправление нужно защищать от падений, ударов и сотрясений, поскольку оно может разбиться или раскрошиться.
-
Крюками не брать. Обуславливает особые методы перегрузки, без использования подъемных механизмов. Часто маркируется на мягкой таре.
-
Верх, не кантовать. Обозначает, что переворачивать упаковку запрещено: тара на протяжении всего маршрута следования должна располагаться так, чтобы стрелки знака смотрели вверх.
-
Беречь от тепла. Наносится в том случае, если перегрев может изменить свойства товара, привести к его порче.
-
Место строповки. Обозначается место приложения строп, и на него ориентируются при подъеме груза.
-
Беречь от влаги. Такие отправления не транспортируют в открытых вагонах, не хранят на незащищенных складах и не устанавливают на землю без подложек.
-
Герметичная упаковка. Этот знак используется, когда нельзя повреждать и распечатывать тару во время перевозки.
-
Штабелировать запрещается. Условное обозначение говорит о том, что на упаковку с грузом нельзя ставить сверху другие коробки и ящики.
-
Открывать здесь. Эта условная маркировка предполагает, что груз будут открывать только в конкретном месте, где и прикреплен знак.
Как наносят маркировку
Маркировка груза при жд перевозках может наноситься на ярлыки из бумаги, картона, фанеры, металла или непосредственно на тару. Среди способов нанесения надписей и условных обозначений — штампование, окрашивание, выжигание и другие технологии. Ярлыки с готовыми надписями приклеивают непосредственно на упаковку или прикручивают к ней болтами либо проволокой. Чаще всего маркируют на боковых поверхностях (торцевых стенках) ящика или крышках.
Иллюстрации взяты с сайта vera-1.ru